МЦД-1 и МЦД-2 скоро поедут. В вагонах метро уже как месяца два объявляют, что на этой станции вы сможете сделать пересадку на московские центральные диаметры. На указателях на станциях также уже появились определенные визуальные обозначения. А что это такое: трамвай или всё-таки метро? Или обычная электричка? И насколько запуск этих "диаметров" сможет облегчить жизнь людей, живущих в Подмосковье и работающих в Москве? Насколько это сможет снизить пробки на запускаемых МЦД-направлениях? Сколько будет стоить проезд и какие дополнительные преференции получат мцд-пользователи? И главный вопрос - подорожают ли новостройки в локациях, в которых улучшится транспортная доступность? Коротко: главное и самое интересное.
МЦД: что это такое
Московские центральные диаметры (МЦД) - глобальный проект организации наземного железнодорожного транспорта на территории Москвы и Московской области. Основными инициаторами этого проекта выступили ОАО "РЖД", Правительство Москвы и Правительство Московской области. Новый вид городского транспорта для жителей Москвы и ближнего Подмосковья придет на смену электричкам, но в первое время будет функционировать параллельно с ними. Московские центральные диаметры будут полностью интегрированы в систему московского метрополитена и МЦК как по части билетной системы, так и единой навигационной системы. По уровню комфорта новые поезда "Иволга", которые будут курсировать по МДЦ, не будут уступать "Ласточкам" (МЦК) и "Москве" (Московский метрополитен). Название свое проект МЦД получил из-за особенностей диаметрального движения всех проектируемых маршрутов.
Общая схема МЦД и кто поедет первым
Первые два из пока проектируемых пяти московских центральных диаметров поедут по заверениям московских властей в конце 2019 года - начале 2020 годам. Это МЦД-1 "Лобня-Одинцово" и МЦД-2 "Нахабино-Подольск". Запуск еще трех более и менее конкретными сроками не определен, но зато уже ясны их направления: МЦД-3 "Зеленоград-Раменское", МЦД-4 "Апрелевка - Железнодорожный", МЦД-5 "Пушкино - Домодедово".
Общая схема МЦД. Фото с сайта diametry.ru
Главное и важное в МЦД-1 и МЦД-2
Запуск первых двух московских центральных диаметров сделает жизнь их пассажиров комфортней:
- не нужно будет подстраиваться под расписание электричек - в часы пик интервал движения поездов "Иволга" будет составлять 5-6 минут;
- МЦД-1 и МЦД-2 будут работать в графике московского метрополитена, т.е. с 5.30 до 1.00;
- экономия на времени в пути составит от 30% (МЦД-2) до 50% (МЦД-1);
- стоимость проезда составит от 38 до 45 рублей по карте "Тройка" (тариф зависит от зоны);
- пересадки-переходы на станции метро и станции МЦК будут бесплатными;
- комфорт новых поездов "Иволга" не уступает курсирующим по МЦК "Ласточкам" (туалет, комната матери и ребенка, usb-зарядки , велосипеды - бесплатно);
- единая система навигации с указанием станций МЦД, метро и МЦК.
МЦД-1: общая информация, станции и интеграция с метро
Первый маршрут московских центральных диаметров "Одинцово-Лобня" планируют открыть в конце 2019 года-начале 2020 года. Общая протяженность стартового маршрута составит 52 км, время в пути от начальной до конечной станции - 1 ч 20 минут. Количество остановочных пунктов - 24, их число вырастет до 28 к 2024 году (добавятся станции Славянский бульвар, Петровско-Разумовская, Дмитровская, Илимская). Самое главное и самое удобное: на маршруте можно будет сделать пересадки на станции метро и МЦК. Эти пересадки будут бесплатными. В общей системе навигации городского транспорта МЦД-1 обозначается уже сейчас как D1.
МЦД-2: общая информация, станции и интеграция с метро
Второй маршрут московских центральных диаметров "Нахабино-Подольск" планируют открыть в конце 2019 года-начале 2020 года. Общая протяженность этого маршрута существенно больше, около 80 км, однако, время в пути от начальной до конечной станции сравнимое с МДЦ-1 - 1 ч 16 минут. Количество остановочных пунктов - 33, в перспективе - до 38. Самое главное и самое удобное: на маршруте можно будет сделать пересадки на станции метро и МЦК. Эти пересадки будут бесплатными. В общей системе навигации городского транспорта МЦД-2 обозначается уже сейчас как D2.
Сколько будет стоить проезд на МЦД-1 и МЦД-2
Стоимость проезда будет зависеть от зоны, в которой пассажир производит своё передвижение. Таких тарифных зон три: "Центральная", "Пригород" и "Дальняя".
Зона "Центральная" полностью интегрирована в систему московского метрополитена и проезд по карте "Тройка" в ее пределах составит всего 38 рублей. При этом пересадки на МЦК и метро будут бесплатными. Действие этой тарифной зоны: для МЦД-1 - в границах станций Марк - Сетунь, для МЦД-2 - в границах станций Волоколамская - Остафьево.
За пределами вышеуказанных станций до конечных остановок, входящих в МЦД (соответственно: Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск), стоимость проезда составит 45 рублей. Здесь также можно использовать карту "Тройку" и также будут действовать бесплатные пересадки на МЦК и метро.
И, наконец, тарифная зона "Дальняя" предусмотрена для тех, кто едет со станций, не входящих в МЦД. Для этих пассажиров стоимость поездки будет складываться из стоимости билета на электричку (сейчас это 23 рубля за зону электрички до границ МЦД) и 45 рублей. Пересадка на МЦК и метро для "дальних" пассажиров также бесплатна, но пользоваться пока придется только картами "Тройка", так как программное обеспечение карты "Стрелка" еще не доработано и не интегрировано в систему оплаты МЦД, МЦК и метро.
Новостройки подорожают?
Новостройки да и недвижимость в целом, которая непосредственно попадает в зону прохождения первых маршрутов московских центральных диаметров, станут более привлекательными для приобретения. С точки зрения транспортной доступности, комфорта и стоимости проезда. Повысится спрос (на некоторое время). Как на него отреагирует рынок покажет время. На мой взгляд, некоторое повышение цен всё же будет, особенно в первые месяцы после запуска диаметров. Как это было, например, при открытии новых станций метро в Новой Москве. Застройщики, чьи объекты будут находиться в выгодной локации из-за близости станций МЦД, постараются нагнать ажиотажа через промоакции и СМИ. Но это будет явлением временным. Спрос спадет - упадет завышенная цена "хотелок" девелоперов.
Демонстрационный павильон МЦД на площади Киевского вокзала
Более подробно узнать о проекте московских центральных диаметров и оценить-понять перспективы покупки или продажи квартиры в "зоне" влияния МЦД можно на бесплатной экскурсии. Специально созданный павильон со множеством интерактивных материалов, консультантами и демонстрационным поездом "Иволга" находится по площади Киевского вокзала. Для посещения необходима предварительная онлайн-запись на сайте http://mosmetro.ru. Рекомендую к посещению с детьми.